«ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР!!»

Каждый год в конце января обязательно пишешь на эту тему.

Год назад статью «Тридцать три года без Высоцкого» я начала с сетований: «В России заведено так, что память распределяется по датам. …Ну, и, соответственно, любовь к Владимиру Высоцкому «фонтанирует» у россиян, начиная с верхушки шоу-бизнеса и «правительственной страты», 25 января и 25 июля».

 

Нынешний год не стал исключением. Ровно в день рождения артиста 1 Канал показал церемонию вручения ежегодной премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея» 2013 года. Церемония эта удачно «оформлена» как праздничный концерт: известные эстрадные исполнители поют песни Владимира Высоцкого, а официальная часть сведена к минимуму – практически к одному вручению премий. Суть премии обоснована возвышенно: «Премия вручается людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню В. Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. Лауреатам вручается почетный знак, номерная золотая медаль, на одной стороне которого высечен профиль Высоцкого, нарисованный им самим, с его автографом».

 

20 января 2014 года, в преддверии 76-летия со дня рождения Владимира Семеновича, со сцены Московского Губернского театра объявили лауреатов 17-й премии «Своя колея». Лауреаты премии за 2013 год — президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова; Герой России, полковник запаса, президент фонда «Солдаты XXI века против войн» Вячеслав Бочаров; диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Валентин Змиевский. 25 января 2014 года это торжество показали по главному каналу страны (мечтал ли, предполагал ли такое Высоцкий?..) Со сцены, а потом и с «голубого экрана», снова прозвучали песни Владимира Высоцкого, которые пресса теперь уже не обиняками, а прямо называет «всенародно любимыми». В художественной части «Своей колеи» на сей раз были задействованы Михаил Ефремов, Тамара Гвердцители, Олег Газманов, Сергей Безруков, Михаил Боярский, Зара, Денис Майданов, группа Casual и «УмаТурман» и другие.

 

Замечательно, что хотя бы вручение премии имени вечно «неформального» Владимира Высоцкого проходит неформально, без долгих пафосных речей и с умеренным участием (и даже пребыванием в фокусе камеры) официальных лиц. Главным героем вечера неизменно становится Владимир Высоцкий – пусть и в «преломлении» других людей, на один вечер посвятивших себя целиком его личности. Хочется надеяться, во-первых, на то, что эта премия сохранится, во-вторых, что и с течением лет её торжественное вручение не изменится.

 

Пока всякий раз, как начинается «Своя колея», мы всей семьёй «прилипаем» к экрану телевизора, хотя вообще-то скорее недолюбливаем сей предмет обстановки квартиры. Он для нас именно что «предмет обстановки», а не «источник информации», «связь с миром» и даже не коварный «зомбоящик». Чаще всего служит молчаливой подставкой под мою фотографию. Однако ради Высоцкого и его «Своей колеи» мы телевизор включаем. Нам приятен сам факт, что так много желающих среди вполне себе успешных и благополучных медиа-персон принять участие в концерте памяти Высоцкого, и безумно интересно, как сегодняшние артисты перепевают Владимира Семёновича. А мужа мучает внешне простенькая загадка: каким образом сегодня лучше петь Высоцкого – пытаясь его копировать, повторить, или ставя над его наследием дерзкие эксперименты? В «крайней» «Своей колее» такое, например, учинил Александр Малинин. Относясь к нему в принципе как к артисту с собственным сценическим имиджем и острохарактерным репертуаром и в итоге «лицом», конкретное исполнение «Коней привередливых» в манере «томного романса» я, мягко говоря, не приняла. Муж, склоняющийся к тому, что слепое эпигонство и подражательство мертво для искусства, на протяжении первого куплета мямлил: «Да он по-своему поёт, это неплохо…» - но потом согласился со мной. В общем, вопрос Вячеслава продолжает оставаться риторическим. Ответа на него я не знаю, но не могу не отметить, хоть и понимаю, что не слишком-то это «деньрожденный» разговор: на мой взгляд, зрительско-слушательский, выигрывает всё-таки подача, близкая к тому, что делал сам Владимир Семёнович. Он ведь никогда не пел «просто», говорил о своих песнях: «Сейчас я вам их покажу». (!) Но его «показ» никогда не переходил в перформанс (впрочем, тогда, наверное, и слова такого не знали), в чрезмерную игру, в красование и самолюбование… Большинство песен Высоцкого в чужом исполнении звучит как «не то». А о песнях, написанных «под Высоцкого», вообще говорить не хочется из деликатности.

 

В прошлом году изо всей пёстрой «Своей колеи» меня заставила расчувствоваться только одна песня: «Банька по-белому» в исполнении Евгения Дятлова. В этом году «улов» богаче: мне понравились «Баллада о борьбе» из уст Михаила Боярского и «Козёл отпущения» из уст Владимира Шахрина. А венец всему – безусловно, великая, одна из самых знаковых песен Высоцкого об истории Советской России – «Тот, который не стрелял» в исполнении Александра Ф. Скляра. Он пел её просто, безо всякой рисовки, даже без надрыва – с точно пойманной интонацией рассказа о том, что было и причинило страшную боль, да вот быльём поросло. Одним словом – так же, как сам Высоцкий, выразив то самое, что подразумевал гениальный автор.

 

Кстати, о гении.  Михаил Задорнов, удивительный гибрид прозаика и «эстрадника», в краткой, но содержательной речи на «Своей колее» повторил замечательный афоризм: «Гений самовыражается, а все прочие – самоутверждаются». Очень хорошая фраза для постижения разницы между подлинной и выставляемой напоказ гениальностью; хороша она ещё и тем, что даёт возможность взглянуть на тему гениальности с другой стороны, понять, что она не в нарочитом раздавании «пощёчин общественному вкусу». Она полностью отвечает натуре Владимира Высоцкого.

 

Так вот, возвращаясь к началу. «Своя колея», при всей имманентной гуманности проекта, лишь подтверждает «сезонность» нашего общественного любовеизъявления. Это касается не только Владимира Высоцкого, но и всех прочих деятелей искусства, особенно ушедших – живые ещё имеют возможность сами о себе напомнить, «встроившись» в какой угодно проект, мёртвым остаётся только ждать, когда о них вспомнят. Но из двух альтернатив – вспоминать «к дате» или не вспоминать вообще – безусловно, выберешь первую. А третьего, похоже, не дано – у русских необорима привычка к крайностям…

 

Характерно, что в Рязани в этом году состоялась практически собственная «Своя колея». На следующий же день после телевизионной трансляции, 26 января 2014 года, в кафе-клубе «Старый парк» состоялся  вечер песен Владимира Высоцкого, в котором приняли участие многие рязанские певцы и музыканты. Некоторые выступающие «запели» специально ради этой высокой цели. Скажем, Михаил Крылов давно уже «по профессии» бизнесмен и политик, автор идеи создания музея Бориса Гребенщикова в Рязани; впрочем, на вечере Крылов сообщил, что, если найдётся энтузиаст, готовый устроить в Рязани музей Высоцкого, таковой может рассчитывать на его поддержку и помощь.

 

Константин Панкратов в жизни бас-гитарист, а не вокалист; а Валерий Скиданов известен прежде всего как артист Рязанского областного театра кукол. Скиданов и на концерте песен Высоцкого не дал забыть о своём основном амплуа, устроив из песни «Милицейский протокол» мини-спектакль с участием роскошной наручной куклы и исполнителя Сергея Колотова. Нарочно, сказал артист, ради номера «Алкоголик и Серёга» познакомился с Сергеем Колотовым по телефону и предложил устроить блиц-репетицию перед самым вечером. Номер вызвал бешеные аплодисменты!.. Сам Сергей Колотов порадовал тем, что спел популярную на «Дорожном радио» «Дорожную историю» в полном варианте, говорящем о семи годах отсидки героя-рассказчика – а то бывает, её передают в «усечённом» виде, якобы, он просто «бродяжил и пришёл домой».

 

Вечер песен Высоцкого в «Старом парке» проводится уже второй раз (о первом опыте, имевшем место четыре года назад, я тоже писала). Но нынешний концерт собрал аншлаг – мест в зале на всех желающих не хватило, мы с мужем притулились на банкетке, которую пришлось тащить с первого этажа!.. Этот немудрящий факт убедил меня, что любовь нашего народа к Высоцкому всё-таки не укладывается в графики и рамки. Она стихийна, как «стихиен» был сам Владимир Семёнович. Её выразили и артисты, и гости клуба. Бросался в глаза разнополый и разновозрастный состав выступающих. Бард Ирина Теущакова исполнила две довольно редкие песни Высоцкого: песню для женского голоса «Так случилось - мужчины ушли» и «универсальный» «Белый вальс». Заявленная в афише джазовая певица Элла Хрусталёва, к сожалению, не смогла прийти на концерт, но вместо неё с песней «Беда» выступила самая, может быть, голосистая из её учениц Дарья Турпанова (кстати, на прошлом вечере Высоцкого Элла Александровна произвела фурор именно неожиданным исполнением «Беды»). Дарья – человек очень молодой, но становление в иной культуре не помешало ей понять и прочувствовать песню, и хочется верить, что «поколение Пепси» тоже услышит «своего» Владимира Высоцкого. О том, что Высоцкий у каждого «свой», говорили выступающие через одного, пускаясь в воспоминания: кому-то отец привёз из Москвы редчайшую кассету в 1973 году, кто-то достал самиздатную книгу, кому-то посчастливилось в начале 80-х приобрести первый официальный сборник стихов Высоцкого «Нерв»… Но, ясно, те, кто пускался в воспоминания, уже не юнцы зелёные. Высоцкий как воспоминание о «запретном плоде» – это одно. Высоцкий как откровение, как полноценное явление культуры (чем он, теперь такой «доступный», слушай-не-хочу, является для поколения Дарьи Турпановой!) – нечто другое. Радует, что в вечере песен нашлось место всем «в идениям» Высоцкого. «Молодёжный» взгляд представляла также группа «Ноги мира»: «Звёзды» и «Славный парень Робин Гуд» в «роковой» аранжировке. На мой вкус, несколько радикально; зато следующим поколениям должно нравиться. Характерно, что нынешние рокеры воспринимают Высоцкого как своего: выступление «Ноги мира» начали с тезиса, что слово «бард» применительно к Владимиру Семёновичу – это оскорбление, он был одним из первых российских рокеров. Господи, хоть как называйте, только не забывайте!..

 

Константин Паскаль, несмотря на свой огромный опыт пребывания на сцене, растрогался – подавил слезу прямо во время песни «За меня невеста отрыдает честно». Константину привёз бобину с записями Высоцкого двоюродный брат из Прибалтики, где жили сытнее и свободнее, чем на Украине, родине нашего друга. Её слушали всем двором. Эта полублатная песня была первой, которую разучили ребята. А сейчас, сказал Константин, никого из них нет в живых… как и брата Алика, познакомившего его с творчеством Высоцкого… как и самого Высоцкого… И всё-таки песня продолжает звучать!..

 

Потом я попыталась утешить Константина тем, что накануне во время звучания «Тот, который не стрелял», тоже заплакала. Разве можно стыдиться слёз, которые вызывают произведения искусства?..

 

Но самым лучшим эффектом вечера в честь Высоцкого были даже не чистые слёзы. Ведущий Анатолий Обыдёнкин внезапно заявил, что завершать вечер будет «импровизация и полный сюрприз». Это был хозяин кафе-клуба «Старый парк» Сергей Бычков с песнями «Беда» и «Банька по-белому». Как можно было понять, идея не остаться в стороне от венка в честь Высоцкого пришла этому всегда серьёзному человеку неожиданно, в ходе вечера – и «Баньку» он «показал» от души. И что тут сказать, кроме сакраментальных слов о «волшебной силе искусства»? И кроме восторгов в адрес неумирающего творчества Владимира Высоцкого, которые, при всей своей заслуженности, могут-таки прозвучать фальшиво, ибо предупреждал сам поэт: «В восторженность не верю».

 

Уместнее тут вспомнить строки из песни «Ещё не вечер!», которую сам Высоцкий посвятил Таганке и её режиссёру Юрию Любимову, но она, что называется, на все случаи жизни:

 

«Ведь океан-то с нами заодно.

И прав был капитан: ещё не вечер!»

 

Елена Сафронова

 

РИА "7 новостей": 28 Января 2014

Источник статьи - http://www.7info.ru/index.php?part=news&root=show_news&id_news=145826

Контакты

Никита Владимирович Высоцкий
Директор Благотворительного Фонда В.С. Высоцкого
тел.: (495) 915-75-78

 

Александр Кунин
Пресс-секретарь Премии "СВОЯ КОЛЕЯ"
E-mail: 7994652@gmail.com
Оргкомитет по присуждению
Премии Владимира Высоцкого
"СВОЯ КОЛЕЯ"

E-mail: svojakoleja@mail.ru